top of page

Честность с самим собой

Мы все обманываем в своей жизни, мы все говорим неправду, хотя и считаем, что это плохо. Но задумайтесь, зачем мы лжем, что мы скрываем, о чем мы не хотим, чтобы знали другие? И почему в пословице говорится — «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» ? Почему правда горькая и почему бывает так трудно сказать ее, а легче соврать?

В жизни мы обычно обманываем других людей, чтобы не испортить мнение о себе или чтобы не обидеть их. И дело совсем не в том, что нам приходится обманывать других, мы живем в обществе, и не получится всегда и везде быть честным. Но быть честным с самим собой, — вот, что имеет для нас первостепенную важность. Каждый раз, когда мы говорим неправду другим, внутри мы начинаем оправдывать себя, объяснять себе, придумывать сотни доводов, рассуждать и философствовать, о том, почему мы соврали. Мы делаем все, только чтобы не видеть правды. На самом деле, мы в 10 раз больше обманываем себя чем других, о том, почему мы говорим эту неправду.

Психологи подсчитали, что из всей лжи, которую мы говорим, 90% это ложь, которую мы говорим себе о самих себе. Впечатляет, не правда ли? Что же заставляет нас это делать? Все очень просто. Мы обманываем, когда хотим скрыть что-то, что считается плохим. Все в нашем обществе разделено на хорошее и плохое, на правильное и неправильное, на злое и доброе, на красивое и уродливое, на можно и на нельзя. Мы воспитываемся на этих понятиях, мы живем в этих категориях и применяем их ко всему, не исключая и себя самого. Мы разделили себя на части по этому же самому принципу и врем себе обо всем, что имеет знак минус. Нам трудно признавать минусы, т.к. мы начинаем чувствовать вину, чувствовать себя плохими, что с нами что-то не так. И мы начинаем эту игру в прятки с самим собой. И каждого эта игра своя.

И внутренняя честность позволяет вскрыть и высветить эту игру, в которую я играю, понять, как я отношусь ко всему, увидеть, почему я так отношусь, увидеть в целом мои отношения. И когда я это начинаю видеть и осознавать, у меня появляется выбор: либо оставить все, как есть, либо начать относиться по-другому.

По большому счету то, что мы чаще всего делаем – это находимся в своих привычках. Делаем то, что нам комфортнее, то, что нам удобнее, то, что нам выгоднее, но не хотим себе признаваться в этом. Здесь такой парадокс, что эта выгода обычно подсознательная, и может быть давно уже совсем невыгодной нам. То, что мы имеем в жизни — карьера, зарплата, семейные отношения, дети, машина – это результаты, которые мы создали благодаря тому, как мы смотрим на вещи, т.е. благодаря своим привычкам. Привычкам мыслить определенным образом, привычкам действовать определенным образом. Но все, что мы не имеем – мы не имеем также, благодаря своим привычкам.

И наша задача как раз сводится к тому, чтобы эти привычки увидеть и осознать. Это первое. И второе – признать эти привычки. Это немножко разные вещи. Осознать – это увидеть, да, я так отношусь, так чувствую, так думаю на самом деле. А признать – это значит признаться себе, почему я так делаю, так думаю, так чувствую. — да, вот чем я занимаюсь и вот каковы мои выгоды, и вот к чему это все приводит.

На самом деле я не такой, как хочу казаться. И для этого я надеваю маски. Внутренняя честность позволяет как раз эти маски высветить, всплыть на поверхность. Вот это – самое главное.

В основном мы объясняем себе, что наше отношение, наши реальные чувства такие потому, что есть некий внешний раздражитель – будь то начальник, муж, дети и т.д. – то есть какая-то реальность извне, которая заставляет меня таким образом чувствовать и проявляться. То, что нам важно – это честно признаться себе в том, как я воспринимаю то, что происходит, как я отношусь к этому человеку или ситуации, как я реагирую на все это. И вот это мы и исследуем с помощью внутренней честности. Тогда начинает всплывать абсолютно все, что мы так долго прятали от себя и это бывает неприятно и больно.

В обычной жизни, дома, на работе, мы чаще всего заметаем это под ковер, и продолжаем обманывать себя. Этот самообман лучше всего можно описать так: «Я притворяюсь, делаю при этом вид, что я не притворяюсь, и продолжаю при этом притворяться». И дальше мы начинаем исследовать, как я притворяюсь, в чем я притворяюсь, где я притворяюсь, и так далее. Дальше мы начинаем смотреть на то, в какие игры я играю.

Мы начинаем видеть, что мы часто бываем подавленные, напуганные, делаем вид, что не боимся, что не напуганные, делаем вид, что нас все устраивает – и так живем, пытаясь затолкать это поглубже, только чтобы не соприкасаться с этой правдой о себе. Если я живу в состоянии страха, то все, что я делаю, я делаю из того, что я должен или обязан, и тогда у меня нет никакого выбора. Жить в таком напряжении и конфликте очень тяжело. И чтобы казаться сильнее, круче и внушать страх другим, тебе приходится строже относиться к себе, и еще больше себя контролировать. И по сути, это единственный способ создания взаимоотношений, который мы знаем. Но все, что люди могут делать в страхе — это выживать, они стремятся как-то себя обезопасить, показать себя с хорошей стороны.

Когда мы начинаем применять внутреннюю честность, то можем увидеть свою игру – во что бы то ни стало, отстоять свои интересы, показать себя хорошим, добрым, внимательным, заботливым. И зачастую это делается за счет других людей, потому что хорошо выглядеть можно только на фоне кого-то, т.е. самоутверждение за чужой счет.

Или вы доминируете, и признаетесь себе внутри – да, я тиран, я деспот, в моей семье я могу взаимодействовать только на основе этого страха. Или заметить вдруг, что на работе я играю в игру: я один умный, а все дураки.

Еще одна из очень распространенных игр – я жертва…. обстоятельств, начальника… мужа, отца, своей семьи и т.д. Что значит – я жертва? Это значит, что кто-то извне, как причина, влияет на меня, и я могу только реагировать на то, что происходит. Это очень выгодная позиция, потому что она снимает с меня ответственность. Я могу ничего не делать, я могу манипулировать, получать жалость, я хороший при этом, и так далее. Я думаю, что многие, кто сейчас читает эти строки, прекрасно понимают, что они много раз в день становятся в позицию жертвы. Но для того, чтобы это изменить, или даже не изменить, а начать относиться к этому по-другому, нам сначала необходимо это признать.

Мы начинаем честно видеть все то, на что мы не хотим смотреть, на что мы закрываем глаза, и заметаем под ковер. Т.е. то отношение, которое имеет место быть сейчас, к себе, к другим, к миру, к жизни. Менять это и бороться с этим не имеет никакого смысла. Вспомните, третий закон Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Если вы чему-то сопротивляетесь, если вы пытаетесь что-то изменить, то, чему вы сопротивляетесь, сопротивляется вам ровно с такой же силой. Поэтому, бороться с собой мы точно не рекомендуем. С другой стороны, если вы осознаете и признаете свое настоящее отношение или чувство, перестаете его выталкивать, принимаете и обнимаете свою темную сторону, то ваш внутренний конфликт растворяется, вы становитесь целым внутри, энергия больше не расходуется на то, чтобы постоянно скрывать это от себя и забалтывать. Но мы боимся признавать эту правду, мы думаем, что если признаем, примем и смиримся с этим, тогда будем слабыми, будем нелепо выглядеть, нас не будут любить или о нас будут плохо думать, и тогда мы никому не будем нужны.

Натыкаясь на голос правды внутри мы обычно реагируем одним из 3-х способов:

— называем это, вешаем ярлык (лжепринятие)

— даем объяснения, оправдываем, обвиняем

— начинаем мечтать, придумывая идеальное будущее

Необходимо увидеть и встретиться с этим лицом к лицу, со своей темной спрятанной стороной, соприкоснуться с правдой. И то, что происходит потом, довольно-таки сложно объяснить. Осознав и увидев это, признав это в себе, вы можете принять себя таким, смириться с этим качеством в себе, полюбить эту свою сторону. И тогда происходит трансформация. Мы становимся более естественными, более настоящими, более живыми, в конце концов, более радостными.

Это одно из самых больших чудес, которое может случиться с человеком – быть способным видеть правду о самом себе. Если такое произошло с вами, это может стать поворотной точкой в вашей жизни, когда ты видишь, какой ты есть, и больше не боишься этого. Это необычная вещь. Только после этого вы начинаете понимать, что такое настоящая любовь.

Размещённые
Недавние
bottom of page